ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

28 октября (9 ноября) 1818 г.

22 августа (3 сентября) 1883 г.

Иван Сергеевич Тургенев – представитель плеяды великих русских писателей-реалистов XIX столетия, романист, драматург, поэт и переводчик. Успешный и состоятельный литератор.

Тургенев стал связующим звеном между литературными кругами России и Западной Европы. Он открыл богатство и глубину русской литературы западному читателю.

Благодаря Ивану Тургеневу в русском языке появился термин «нигилист», любимыми героинями его романов были «Тургеневские барышни», собирательный образ которых актуален и сегодня.

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

Иван Сергеевич Тургенев

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ИВАНА ТУРГЕНЕВА

  • 1
    Иван Тургенев родился в Орле 28 октября (9 ноября - по старому стилю)
    1818 года.
    Семья Тургеневых происходила из старинного рода тульских дворян.
    Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой.
    Иван в семье был вторым сыном. Всего же детей было трое, младший из них, Сергей, умер от эпилепсии в подростковом возрасте.
    Детство будущего писателя проходило в селе Спасское-Лутовиново, в фамильном имении матери.
  • 2
    Семью Тургеневых нельзя было назвать счастливой.
    Любви и привязанности между супругами не возникло, властная и деспотичная жена правила в доме жесткой рукой.
    Отец ушел от жены и троих сыновей, когда Ивану было 12 лет. У матери Тургенева был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Однако она приглашала к детям лучших французских и немецких гувернеров​, говорила с сыновьями исключительно по-французски, и даже молились Тургеневы на французском языке. При этом Варвара Петровна оставалась поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина​, Василия Жуковского​, Александра Пушкина​ и Николая Гоголя.
  • 3
    В возрасте 15-ти лет Иван поступил на словесный факультет Московского университета​.
    Тогда же будущий писатель впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую, которая обменивалась с ним письмами, но ответила взаимностью отцу Тургенева и тем самым разбила сердце Ивана. Позже эта история стала основой повести Тургенева «Первая любовь»​.
  • 4
    Завершил свое образование Иван Тургенев на историко-филологическом факультете Петербургского университета.
    Во время своей студенческой юности Тургенев хотел стать поэтом. Иван занимался переводами поэзии Шекспира, Байрона. Он и сам пробовал писать. В 1834 году, еще на третьем курсе, Иван написал драматическую поэму «Стено», используя пятистопный ямб. Свое творение Тургенев отдал на суд П. А. Плетневу, профессору российской словесности. На одной из своих лекций мэтр достаточно строго разобрал произведение молодого автора, не раскрывая его имени. В конце своей пламенной речи профессор не забыл сказать, что в этом сочинителе «что-то есть». Тургенев, воодушевленный лестной оценкой своих способностей, впоследствии написал еще несколько стихотворений.
    К 1837 году в его авторском багаже было около сотни небольших стихотворений. Писал Тургенев и поэмы – «Сон», «Штиль на море», «Повесть старика», «Фантасмагория в лунную ночь».
  • 5
    Окончив обучение со степенью действительного студента, Иван Сергеевич серьезно занялся научной деятельностью.
    В 1837 году он получил степень кандидата, а через год отправился в Берлин для продолжения обучения. В Берлине будущий писатель слушал лекции по истории греческой и римской литературы, дома изучал грамматику древнегреческого, латинского языков. Знание этих языков позволило Тургеневу свободно читать произведения античных классиков.
  • 6
    В 1841 году молодой ученый Тургенев сделал попытку сдать экзамен на степень магистра философии, но она оказалась неудачной.
    На тот момент в столичном университете просто не было штатного профессора философии. Зато в Петербурге Тургенев выдержал экзамен на степень магистра греческой и латинской филологии. Он написал диссертацию для словесного факультета, но не стал защищать ее. К этому времени у Ивана Сергеевича были уже другие приоритеты, он решил вплотную заняться литературным творчеством.
  • 7
    В течение трех лет Тургенев служил в Министерстве внутренних дел в чине коллежского секретаря.
    В этот же период он написал поэму «Параша».
    Тургенев сильно сомневался в качестве своего творения, но он нуждался в рецензии, за которой обратился к Виссариону Белинскому. Критик высоко оценил поэму, разместив рецензию на нее в «Отечественных записках».
  • 8
    Знакомство Тургенева и В. Г. Белинского в дальнейшем превратилось в долгую дружбу. Когда у критика родился сын Владимир, он пригласил писателя стать крестным отцом младенца.
    Знакомство с В. Г. Белинским, а также Н. А. Некрасовым сильно повлияло на мировоззрение писателя. Он пересмотрел свои взгляды, окончательно распрощавшись с жанром романтизма, что особенно стало заметным после публикации поэмы «Помещик», повестей «Бретер», «Три портрета», «Андрей Колосов».
  • 9
    Иван Тургенев искренне восхищался творчеством Н. В. Гоголя.
    После кончины Гоголя, Тургенев написал некролог. Однако Алексей Мусин-Пушкин, председатель цензурного комитета, не разрешил его публиковать.
    Главный цензор считал Гоголя «лакейским писателем», о котором не стоит упоминать в приличном обществе. Мусин-Пушкин разглядел в заметке Тургенева намек на нарушение негласного табу, касающегося воспоминаний о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.
  • 10
    В Европе творчество Тургенева ценилось очень высоко, он дружил с Мериме, Эмилем Золя, Флобером.
    И русская молодежь относилась к Тургеневу с особым почтением, чего нельзя было сказать о властях. Они не раз давали понять писателю, что его пребывание на Родине неуместно.
  • 11
    Тяжело пережив предательство "первой любви", Тургенев встретил женщину - белошвейку Дуню Иванову. Она родила ему дочь.
    Молодой человек хотел жениться на Дуне, но страшный гнев матери вынудил его этого не делать и отправиться за границу. Свою дочь Пелагею писатель признал, когда девушке исполнилось 15 лет. Мать Тургенева не считала Пелагею внучкой, прямо заявляя, что эта девочка – крепостная.
  • 12
    Главной любовью Тургенева стала испано-французская певица Полина Виардо.
    Эта женщина не была красавицей. Большеротая, с глазами навыкат, она выглядела весьма экзотично. Но когда Полина пела, она превращалась в неземную красавицу. Впервые писатель увидел певицу именно в такой момент, и влюбился в нее на всю жизнь. Певица была замужем, но многие современники Тургенева считали, что супруг не был ей помехой. Тургенев понимал, что роковая страсть к Виардо не принесет ему счастья. Однажды даже у него была попытка забыть иностранку, женившись на дочери своего кузена. Однако в последний момент писатель признался Ольге, что не сможет ее полюбить.
    Полина Виардо до конца дней ухаживала за Иваном Сергеевичем, а впоследствии стала наследницей его имущества.
  • 13
    Сборник "Записки охотника", вышедший в свет в 1852 году, Тургенев называл своей «Аннибаловой клятвой» — обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства — с крепостным правом.
    Это было одно из первых произведений, открыто говоривших о бедах и вреде крепостничества. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I​ уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. Цензоры объяснили это тем, что Тургенев хоть и поэтизировал крепостных, преступно преувеличил их страдания от помещичьего гнета.
  • 14
    Некоторые романы Тургенева не были приняты.
    Так острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку — особенно сбоку».
    Самый масштабный роман «Новь», в котором резко сатирически и критически изобразил членов революционного движения 1870-х годов, также не был принят в обществе.
    Михаил Салтыков-Щедрин писал, что «Новь» был услугой самодержавию.
  • 15
    Роман «Отцы и дети» произвел фурор в русском литературном обществе.
    В стране, где только что было отменено крепостное право, а впереди маячили новые великие реформы, образ Базарова стал воплощением мировоззрения большинства молодых интеллигентов. Жестокий разрыв между идеалами различных поколений, глубокая внутренняя драма каждого героя нашли глубокий отклик в сердцах читателей и критиков.
  • 16
    Годы реформ ознаменовали для Тургенева разрыв с его прежними друзьями – А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Н. А. Добролюбовым, М. А. Бакуниным.
    Писатель не разделял их революционных настроений, да и эстетические их установки были ему чужды. Искусство, по Тургеневу, не должно было целиком и полностью подчиняться идеологии, становиться рупором пропаганды. Поссорился Тургенев и с Л. Н. Толстым, и с А. А. Фетом.
  • 17
    Историки и литературоведы полагают, что знаменитый рассказ Тургенева "Муму" основан на реальных событиях, имевших место в доме его матери.
    В течение двух лет после публикации “Муму” не появилось ни одной рецензии на рассказ, так как цензура запрещала упоминать это произведение.
  • 18
    Иван Сергеевич был дружен со Львом Толстым, но эта дружба не прошла испытание временем.
    Однажды между ними вышла ссора, в результате которой Толстой даже прислал ему вызов на дуэль, предложив стреляться на охотничьих ружьях. Ссору удалось в итоге уладить, но дружба распалась.
  • 19
    Одним из основных увлечений Тургенева была охота.
    Иван Сергеевич добился в ней такого успеха, что славился одним из лучших охотников Российской империи.
  • 20
    Тургенев был лично знаком с Фёдором Достоевским, с которым они друг друга взаимно недолюбливали.
    Тургенев называл Достоевского “русским маркизом де Садом”, намекая на его странные пристрастия, а тот, в свою очередь, вывел карикатурный образ Ивана Сергеевича в своих “Бесах”, в роли персонажа Кармазинова, бесталанного писателя.
  • 21
    Когда император Александр II приступил к разработке крестьянской реформы, призванной освободить крестьян, Иван Сергеевич принял в работе над ней самое деятельное участие.
    А получив после смерти матери в наследство поместье и большое количество крепостных, он не освободил их, полагая, что это не принесёт им счастья, но постарался во всём облегчить их участь.
  • 22
    Произведения И. С. Тургенева были экранизированы более сотни раз, а первая экранизация состоялась более ста лет назад, в 1910 году.
    Творчество Тургенева экранизировалось в двух десятках стран мира.
  • 23
    Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом.
    Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе»​. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня»​, а завершал ее «Русский язык»​ — знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны.
    Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.
  • 24
    В последние годы жизни Иван Сергеевич много болел.
    Он страдал от подагры, межрёберной невралгии и стенокардии. В 1883 году писатель мучился от нестерпимой боли в позвоночнике, от которой временами не спасал даже морфий.
  • 25
    Смерть Тургенева наступила 22 августа (3 сентября) 1883 года в возрасте 64 лет в Париже, вероятнее всего – от рака позвоночника.
    Согласно завещанию, похоронили писателя на родине, но и во Франции желающих проститься с великим литератором было достаточно: в траурных мероприятиях участвовало не менее 400 человек, в том числе знаменитые писатели, артисты, театральные деятели и музыканты. 27 сентября тело Тургенева привезли в Санкт-Петербург. Похороны и панихида собрали несколько тысяч человек. Скорбная процессия растянулась на километры. Погребение состоялось на Волковском кладбище.

памятники

ИВАНУ ТУРГЕНЕВУ

  • село Тургенево Чернского района Тульской области
  • г. Москва
  • г. Санкт-Петербург
  • г. Орел
Государственный мемориальный
и
природный музей-заповедник
И.С. Тургенева
Спасское-Лутовиново
Усадьба Спасское-Лутовиново находится во Мценском районе Орловской области. Она принадлежала сначала матери Ивана Тургенева, затем перешла по наследству к самому писателю. Сейчас здесь располагается единственный в России мемориальный музей Тургенева.
«Рудин», «Дворянское гнездо», «Фауст», «Отцы и дети», «Накануне», «Призраки», «Новь», «Песнь торжествующей любви», стихотворения в прозе – вот далеко не полный перечень Тургеневских произведений, история создания которых связана со Спасским-Лутовиновым – родовым имением матери писателя во Мценском уезде Орловской губернии.
Музей писателя в Спасском хранит память о многих замечательных людях: гостями Тургенева были Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, М. С. Щепкин, Я. П. Полонский, Д. В. Григорович, М. Г. Савина, Н. В. Успенский, В. М. Гаршин и другие виднейшие представители русской культуры.
Главным богатством музея является дом-музей И.С. Тургенева с находящейся в нем бесценной коллекцией тургеневских вещей, хранящих память о великом русском писателе. В ряду музеев такого порядка музей И.С. Тургенева один из немногих, где коллекция почти полностью состоит из подлинных вещей, ранее принадлежавших предкам писателя и ему лично. Эти вещи, окружавшие Тургенева в его Спасском доме, были не только свидетелями творческой работы писателя, но и «участвовали в создании его произведений».
Дом писателя, сгоревший в 1906 году, восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину, летом 1881 г. Резные узорчатые веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окошки мезонина и крылечки, анфилада комнат и их внутреннее убранство — весь облик дома помогает проникнуться духом тургеневского времени. В обстановке дома — мебель, являющая собой лучшие образцы работы русских мастеров 18 — первой половины 19 веков. Некоторые из этих вещей являются редчайшими произведениями прикладного искусства. Светом и теплом наполняют комнаты блики красного дерева и карельской берёзы. Ощущение домашнего уюта дают мерно тикающие в углу столовой старинные английские часы. На своём прежнем месте в малой гостиной встречает посетителей огромный уютный диван «самосон», памятный многим гостям Спасского. В рабочем кабинете — письменный стол, за которым рождались лучшие тургеневские произведения. Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъём и вдохновение, он признавался: «пишется хорошо только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. Мысли напрашиваются сами».
Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» — это не только мемориал великого русского писателя, не только память о людях и событиях, так или иначе прикоснувшихся к Спасскому за всю его многовековую историю, это одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, это с огромным трудом сохраненное нашими предками тургеневское пространство.
По своему значению музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское–Лутовиново» — один из крупнейших литературных мемориальных комплексов России. Ежегодно музей заповедник принимает около 120 тысяч посетителей.
Указом Президента Российской Федерации № 275 от 2 апреля 1997 года Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
цитаты
ИВАНА Тургенева
«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.»

Из письма Е. В. Львовой 22 января 1877 года
«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновение.»

повесть "Ася. Первая любовь"
«Всякий человек сам себя воспитать должен.»

роман "Отцы и дети"
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.»

роман "Отцы и дети"
«Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.»
«Заметили ли вы, - что на дубе - а дуб крепкое дерево - старые листья только тогда отпадают, когда молодые начнут пробиваться? Точно то же случается и с старой любовью в сильном сердце: она уже вымерла, но все еще держится; только другая, новая любовь может ее выжить.»

роман "Рудин"
Спектакль «Отцы и дети» Малый театр (1974 г.)
Спектакль поставлен по одноименному роману Ивана Тургенева "Отцы и дети".
Из названия сразу становится ясно, о чём будет повествование: речь пойдёт о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями, о разности их взглядов и понятиях о жизни.
История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна.
Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.
В том же году писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.
Проблематика романа глобальна, автор раскрывает извечные проблемы отцов и детей.
Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.
Библиография Тургенева очень обширна.
В неё входят и реалистические романы и рассказы, и лирические стихотворения, и драматургия

РОМАНЫ

  • «Рудин» (1855)
  • «Дворянское гнездо» (1858)
  • «Накануне» (1860)
  • «Отцы и дети» (1862)
  • «Дым» (1867)
  • «Новь» (1877)

ПОВЕСТИ

И

РАССКАЗЫ

  • «Андрей Колосов» (1844)
  • «Три портрета» (1845)
  • «Жид» (1846)
  • «Бретёр» (1847)
  • «Петушков» (1848)
  • «Дневник лишнего человека» (1849)
  • «Муму» (1852)
  • «Постоялый двор» (1852)
  • «Записки охотника» (сборник рассказов) (1852)
  • «Яков Пасынков» (1855)
  • «Фауст» (1855)
  • «Затишье» (1856)
  • «Поездка в Полесье» (1857)
  • «Ася» (1858)
  • «Первая любовь» (1860)
  • «Призраки» (1864)
  • «Бригадир» (1866)
  • «Несчастная» (1868)
  • «Странная история» (1870)
  • «Степной король Лир» (1870)
  • «Собака» (1870)
  • «Стук… стук… стук!..» (1871)
  • «Вешние воды» (1872)
  • «Пунин и Бабурин» (1874)
  • «Часы» (1876)
  • «Сон» (1877)
  • «Рассказ отца Алексея» (1877)
  • «Песнь торжествующей любви» (1881)
  • «Собственная господская контора» (1881)

ПЬЕСЫ

  • «Где тонко, там и рвётся» (1848)
  • «Нахлебник» (1848)
  • «Завтрак у предводителя» (1849)
  • «Холостяк» (1849)
  • «Месяц в деревне» (1850)
  • «Провинциалка» (1851)

Читайте произведения

Ивана Тургенева

в электронной библиотеке

ГАУК СО "ИКЦ"

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1.https://www.culture.ru
2.https://histrf.ru
3.https://biograph.online
4.https://biographe.ru
5.https://www.litres.ru

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website