АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

(5 сентября 1817 - 10 октября 1875 )

"ПЕРВЫЙ ГРАФ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
Алексей Константинович Толстойклассик русской литературы, один из крупнейших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик, писавший свои произведения как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова.
Алексей Толстой — классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики.

Произведения Алексея Константиновича Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного: большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой.

Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам.

А надо сказать, что жизнь Алексей Константинович прожил очень интересную.

БИОГРАФИЯ
АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Граф Алексей Толстой появился на свет в Петербурге
5 сентября 1817 года.
Его отец Константин Толстой служил советником в Государственном ассигнационном банке. Он происходил из старинного дворянского рода: его родным братом был художник Федор Толстой, а дальним родственником — писатель Лев Толстой.
Мать будущего писателя, Анна Перовская, была внебрачной дочерью государственного деятеля Алексея Разумовского.
Крепкой семьи у Константина и Анны создать не получились: вскоре после рождения Алексея мама Анна забрала шестинедельного Алёшу и уехала в своё имение в Украину. И больше к графу Константину Петровичу Толстому не возвращалась.
Все детство Толстого прошло в Малороссии. После развода Константин не виделся с сыном, и воспитателем Алёши, по сути заменившим ему отца, стал брат матери писатель Алексей Алексеевич Перовский, более известный под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский, который всячески поощрял любовь племянника к искусству и словесности, а позже -
в 1829 году - написал для него, ставшую впоследствии известной, сказку «Черная курица, или Подземные жители».
Погорельский заботился об образовании племянника, оплачивал для него учителей. Уже в шесть лет Толстой писал и говорил на немецком, английском и французском языках. Так он опекал Толстого до того, момента, когда графу исполнилось 19 лет: в 1836 году Алексей Алексеевич скончался.
Впрочем, дядя успел много сделать для Алексея Толстого. Когда тот увлекся поэзией, Перовский отдавал литературные опыты племянника на суд Александру Пушкину и Василию Жуковскому, которые были его приятелями. Свидетели утверждают, что русские поэты благосклонно отнеслись к творчеству Алексея Толстого. Перовский очень любил своего подопечного и распорядился, чтобы все его состояние досталось именно ему.
интересный факт
Сама судьба, казалось, благоволила Толстому: благодаря причастности к двум влиятельнейшим дворянским родам — Толстых и Разумовских — и родству с популярным писателем Погорельским он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию — с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым, который позднее напишет портрет юного Толстого.
Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. Известен случай, когда вместе с Алёшей и Александром в солдатиков играл и сам император Николай I.

Граф Алексей Толстой

в детстве

Мать А.К. Толстого -

Анна Перовская

Дядя А.К. Толстого -

Алексей Перовский

(Антоний Погорельский)

ЮНОСТЬ: ОБРАЗОВАНИЕ И СЛУЖБА

В конце 1830-х годов Алексей Толстой поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел. Далее он выдержал экзамен на чин при Московском университете и с 1837 по 1840 год числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне. Назначение было формальным, он часто бывал в России или путешествовал по Европе. В 1840 году Толстой вернулся на родину, где поступил в чиновники и быстро продвигался по службе. В 1842 году его возвели в титулярные советники, а к 1846 году — в надворные советники. Однако, Толстой не слишком дорожил карьерой и хотел вовсе ее оставить: его больше увлекала литература. Он часто сочинял по ночам, писал стихи, но не считал нужным их публиковать.
После возвращения в Россию граф вел активную жизнь светского человека.
Граф, как и многие юноши его возраста, любил балы и танцы, был щёголем и пользовался популярностью у женщин. Он посещал музыкальные и танцевальные вечера, бывал в опере, держал лошадей. Его шутки часто бывали резкими, а проделки оставались безнаказанными благодаря давнему знакомству с цесаревичем Александром.
В годы Крымской войны Толстой принял решение вступить в армию добровольцем. Впрочем, подвигов на поле битвы ему совершить было не суждено, поскольку поэта сморил тиф.
В 1856 году, в день коронации Александра II, графа назначили флигель-адьютантом. Толстого совсем не устраивала карьера придворного и политического деятеля, поэтому он начал добиваться полной отставки, которую получил к 1861 году. Далее он покинул Петербург и переехал сперва в имение Пустынька на берегу Тосны, а после в Красный Рог Черниговской губернии.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Толстой любил охотиться: именно поэтому на портрете
Карла Брюллова граф запечатлен с ружьем и охотничьей сумкой.
Карл Брюллов, “Портрет графа А.К. Толстого в юности”, 1836 год

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

К моменту отставки Толстой практически в полной мере сумел утолить свои литературные амбиции и дать развернуться своему таланту. Алексей Толстой начал писать прозу в конце 1830-х годов. Первые его рассказы были фантастическими и полными мистики, интерес к которой он унаследовал от дяди Антония Погорельского.
В печати граф впервые выступил еще в 1841 году. Первым его изданным произведением стала повесть «Упырь», она вышла в 1841 году. В ней продолжилась мистическая тема: героями произведения стали вампиры, обитающие в дворянской усадьбе. Толстой подписал повесть не своей фамилией, а псевдонимом Краснорогский — от названия усадьбы Красный Рог, в которой он бывал в детстве. Критики приняли «Упыря» благосклонно и в рецензиях отзывались о таланте молодого автора.
Затем было и произведение «Амена», где языческая богиня оборачивается исчадием ада. Лирические стихотворения он стал публиковать позднее – в 1854 году.
Особой же популярностью пользовались сатирические стихи Толстого.
В начале 1850-х годов в литературных журналах появились басни, стихи и афоризмы Козьмы Пруткова. Мало кто из читателей знал, что за этим вымышленным именем скрываются четыре автора: братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы и Толстой, который приходился им родственником. Они были дружны и часто собирались в квартире братьев в Петербурге, писали шуточные стихи и рассказы.
Вымышленному писателю Пруткову придумали биографию, политические взгляды, семью и чиновничью службу. Жемчужниковы и Толстой писали пьесы, басни, эпиграммы, стихи и пародии от его имени. Прутков стал собирательным образом самовлюбленного бюрократа: его напыщенные изречения вызывали смех у образованной публики.
Прутков «прожил» 12 лет. После его «смерти» в журнале «Современник» вышел некролог, в котором говорилось, что писатель скончался на своем рабочем месте от инсульта. Несмотря на столь недолгую жизнь, его афоризмы стали крылатыми и воспринимались многими как народная мудрость.
Также отдельно из творчества Алексея Толстого литературоведы выделяют драматическую поэму
«Дон Жуан», вышедшую в 1862 году. Здесь Толстой раскрывает религиозную тематику, в прологе произведения отчетливо звучат мотивы библейской книги Иова.
Кроме всего прочего, А.К. Толстой трудился как переводчик и сделал много интересных и красивых переводов стихотворений Гёте, Гейне, Гервега, Шенье, Байрона. А также он писал свои стихи на немецком. Лингвистический анализ переводов и стихотворений говорит о том, что писатель в совершенстве владел немецким языком и мог думать на нем также, как на родном русском.
Широкое же признание к Толстому пришло за пять лет до смерти. Этому способствовал выход драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Главной её темой стала трагедия власти человека. Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Алексей Константинович Толстой удивительным образом смог реализовать себя в самых разных литературных жанрах.
Из-под его пера вышло несколько сборников стихотворений: как любовной лирики, так и о природе, и о родной стране. Его стихи были музыкальны настолько, что вдохновили композиторов на написание романсов около двухсот раз!
Также граф писал баллады и стал автором нескольких поэм.
Комедии, трагедии, драмы – ему хорошо удавались все жанры драматургии, причем, многие из них тотчас же ставили в театре. Наконец, повести, рассказы и романы – здесь он также был на высоте.
Высшим же достижением графа в прозе считается роман
«Князь Серебряный» эпохи опричнины Ивана Грозного. Современники не оценили эту работу Толстого, но впоследствии она вошла в число образцовых. Книга стала классической для детского и юношеского чтения.
РОМАН "КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ":
ЭПОХА ГРОЗНОГО
Толстой задумал роман «Князь Серебряный» еще в 1840-х годах, тогда же сделал первые наброски. Личность царя Ивана Грозного всегда его интересовала, он изучал старинные письменные источники, исторические труды и фольклор. В произведении писатель изобразил государство времен Грозного: интриги боярства, казни и жестокость опричников.
Главный герой романа, князь Никита Серебряный, — вымышленный персонаж, но многие действующие лица романа были реальными историческими личностями, например Малюта Скуратов, один из предводителей опричников.
Рассказывая о шестнадцатом веке, Алексей Толстой рассуждал и о той России, в которой он жил, говорил о её проблемах и выражал беспокойство о судьбе страны, в которой он жил. Рассказ о Средневековье — лишь форма для идеи, которую нельзя было выразить прямо в 19 веке. Главная мысль романа «Князь Серебряный» заключается в вырождении монархии как формы правления: она превращается в тиранию и губит страну, как только престол занимает жестокий и недальновидный человек, а такое в истории случалось нередко.
В 1861 году «Князь Серебряный» был публично зачитан в Зимнем дворце, а в 1862 году опубликован.

История написания романа «Князь Серебряный» включает в себя и другие интересные факты:

  • В качестве исторического источника автор использовал знаменитый научный труд Н.М. Карамзина «История государства российского», поэтому многие детали и ситуации, изображенные в книге, имеют подтверждение.
  • Чтобы изобразить историю того периода с нескольких углов зрения, писатель использовал «Сказания князя Курбского» — сборник писем опального дворянина, который открыто выступал против Ивана Грозного и критиковал его методы правления.
  • Роман «Князь Серебряный» стал одной из первых книг в России, которые вышли с иллюстрациями.
  • Императрице очень понравился роман, и она удостоила автора ценного подарка — золотого брелка в форме книги.
  • Толстой старался по возможности смягчить исторические подробности из летописей и писем, чтобы не травмировать читателя описаниями кровавых событий.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Алексей Константинович был богат, здоров и вполне симпатичен, поэтому успехом у дам он пользовался всегда. В юности у писателя были непродолжительные романы, которые, однако, ничем серьезным не заканчивались.
В 1843 году Толстого пожаловали в камер-юнкеры, он должен был участвовать в официальных церемониях при дворе и сопровождать членов императорской семьи. В 1851 году он вместе с цесаревичем Александром поехал на маскарад в Большом театре. На балу Толстой встретил девушку, лицо которой скрывала маска. Он не узнал ее имени, но их знакомство вскоре продолжилось. Незнакомку звали Софья Миллер, она была замужем за военным. Через некоторое время она покинула мужа ради Алексея Толстого, но официально пожениться они смогли только спустя много лет, в 1863 году: бывший супруг не давал Миллер развода, а мать Толстого была против этого союза.
Софья Миллер разбиралась в искусстве и литературе, была образованной и эрудированной женщиной для того времени. Толстой показывал супруге свои стихи: он прислушивался к ее мнению и называл свои строгим критиком.
По воспоминаниям современников, союз Алексея Толстого и Софьи был счастливым с первого и до последнего дня. Детей в этом браке не было.
Софья Миллер пережила своего супруга на 20 лет. После его смерти она руководила изданием его сочинений. Миллер открыла на Шпалерной улице литературный салон, где собирался весь артистический цвет Петербурга. Ближе к концу своей жизни она завела знакомство с Федором Достоевским, который раскрывал ей свои литературные замыслы.
Миллер скончалась в 1895 году в Лиссабоне, когда заболела во время путешествия по Европе. Она завещала похоронить себя рядом с могилой мужа в имении Красный Рог, что и было исполнено после её смерти.
интересный факт
Встреча с Софьей Миллер вдохновила Толстого на стихотворение «Средь шумного бала, случайно…».
Позднее композитор Петр Чайковский написал романс на эти стихи.

***

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь —

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя — я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

А.К. Толстой 1851 г.


Жена А.К. Толстого - Софья Андреевна Миллер

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Во второй половине жизни Алексея Толстого начали одолевать болезни.
Толстой страдал от астмы, грудной жабы и невралгии. При работе над последними произведениями его мучили тяжелые головные боли.
Врачи назначили графу морфий. С каждым разом Алексей Константинович увеличивал дозу, в надежде, что это хотя бы ненадолго поможет ему забыть о недугах. Одна из инъекций морфина стала для Толстого смертельной.




10 октября 1875 года в имении Красный Рог, мучаясь от сильного приступа головной боли, он ввел себе препарат и умер от передозировки.
Могила Алексея Толстого находится неподалеку от толстовской усадьбы, в середине села Красный Рог, окружена оградой Успенской церкви.
Похоронен граф Толстой был в каменном склепе, сооруженном в 1875 г. женой поэта.
В этом склепе впоследствии был установлен и гроб с ее прахом, после чего вход в него был закрыт и замурован.
Часовня-усыпальница Алексея Константиновича Толстого
и его жены Софьи Миллер

3 сентября 1967 года в усадьбе Алексея Толстого в Красном Роге был открыт музей, в котором ежегодно проводится Всероссийский праздник поэзии "Серебряная лира"

Усадьба в селе Красный Рог – единственная уцелевшая из всех усадеб А.К. Толстого.

Сам Алексей Константинович жил здесь с 1861 года и до самой смерти.

Здесь же он работал над поэмами и драматическими сочинениями на исторические темы.

Из строений усадьбы, помимо церкви 1777 года, поэта помнят только флигель и домик хозяйственного двора (бывшая прачечная). Остальные хозяйственные постройки (домик садовника, сторожка и др.) возведены наследниками уже после смерти А. К. Толстого.

Сам же «охотничий замок» сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года.

Сейчас здесь размещена экспозиция музея, представлены личные вещи А.К. Толстого и его семьи, книги, мебель, рукописи.

Строения усадьбы окружены великолепным парком, сохранившим старинные аллеи и очаровательные липовые беседки-боскеты. А.К. Толстой любил этот парк и окрестный пейзаж. Живописные окрестности краснорогской усадьбы вдохновляли на создание поэтических произведений классика отечественной литературы.

Каждый год в Красном Роге в первую субботу или воскресенье сентября проходит Всероссийский праздник поэзии. Проводятся различные мероприятия, конкурсы, звучат стихи поэтов Брянской области, гостей из Москвы и соседних областей. Раз в два года вручается премия «Серебряная лира», которой награждаются исследователи творчества Толстого, поэты, писатели, актеры.

БИБЛИОГРАФИЯ А.К. ТОЛСТОГО

БАЛЛАДЫ, ПРИТЧИ И СТИХОТВОРЕНИЯ
  • «Курган» (1840)
  • «Князь Ростислав» (1840)
  • «Князь Михайло Репнин» (1840)
  • «Василий Шибанов» (1840)
  • «Благовест» (1840)
  • «Богатырь» (1849)
  • «Старицкий воевода» (1858)
  • «Правда» (1858)
  • «Бунт в Ватикане» (1864)
  • «Чужое горе» (1866)
  • «Пантелей-целитель» (1866)
  • «Змей Тугарин» (1867)
  • «Песня о Гаральде и Ярославне» (1869)
  • «Песня о походе Владимира на Корсунь» (1869)
  • «Три побоища» (1869)
  • «Благовест» (1840-е)
  • «Колокольчики мои…» (1854)
  • «Гакон Слепой» (1869—1870)
  • «Ругевит» (1870)
  • «Боривой» (1870)
  • «Роман Галицкий» (1870)
  • «Ушкуйник» (1870)
  • «Поток-Богатырь» (1870)
  • «Илья Муромец» (1871)
  • «Алёша-Попович» (1871)
  • «Порой весёлой мая…» (1871)
  • «Сватовство» (1871)
  • «Садко» (1871—1872)
  • «Канут» (1872)
  • «Слепой» (1872)
  • «Край ты мой, родимый край…»
  • «Где гнутся над омутом лозы…» (1840-е)
  • «Ой, стога, стога…»
ПОЭМЫ
  • «Грешница» (1858)
  • «Иоанн Дамаскин» (1859)
  • «Алхимик» (1867)
  • «Сон Поповак» (1873)
  • «Портрет» (1874)
  • «Дракон» (1875)
ДРАМАТУРГИЯ
  • Комедия «Фантазия» (в соавторстве с Алексеем Жемчужниковым) под инициалами Y и Z (1850)
  • Драматическая поэма
«Дон Жуан» (1862)
  • «Смерть Иоанна Грозного» (1865)
  • «Царь Фёдор Иоаннович» (1868)
  • «Царь Борис» (1870)
  • Незаконченная драма «Посадник» (1871)
ПРОЗА
  • «Упырь» (1841), под псевдонимом «Краснорогский»; повесть неоднократно экранизировалась
  • «Волчий приёмыш» (1843), рассказ
  • «Артемий Семенович Бервенковский» (1845), рассказ
  • «Амена» (1846) — фрагмент из романа «Стебеловский», о котором больше ничего не известно
  • «Князь Серебряный» (1862), роман трижды экранизирован (1911, 1991 и 1992)
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
  • «Средь шумного бала, случайно…» (1851)
  • «Ты не спрашивай, не распытывай…» (1851)
  • «Меня, во мраке и пыли…» (1851 или 1852)
  • «Не ветер, вея с высоты…» (1851 или 1852)
  • «Как здесь хорошо и приятно…» (1856)
  • «Когда кругом безмолвен лес дремучий…» (1856)
  • «Колышется море, волна за волной…» (1856)
  • «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…» (1856)
  • «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» (1856)
  • «Порой, среди забот и жизненного шума…» (1857)
  • «Источник за вишнёвым садом…» (1858)
  • «Кабы знала я, кабы ведала…» (1858)
  • «Минула страсть, и пыл её тревожный…» (1858)
  • «О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище…» (1858)
  • «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» (1858)
  • «С тех пор как я один, с тех пор как ты далёко…» (1858)
  • «Ты знаешь, я люблю…» (1858)
  • «Ты любишь в нём лишь первую любовь…» (1858)
  • «К страданиям чужим ты горести полна…» (1859)
  • «На нивы жёлтые нисходит тишина…» (1860)
  • «Обнявшися дружно, сидели…» (1868)
  • «То было раннею весною…» (1871)
ЧИТАЙТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО В ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ГАУК СО "ИКЦ"
  • «СЕМЬЯ ВУРДАЛАКА»

    сборник рассказов и баллад

  • «УПЫРЬ»

    сборник

  • ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

    сборник

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО
  • Алексей Толстой был необычайно сильным от природы человеком
    Он мог завязать узлом кочергу, порвать колоду карт, вдавить гвоздь в стену без помощи молотка, перебросить двухпудовую гирю (32 кг) через флигель своей усадьбы.
  • Толстой был увлечённым и удачливым охотником
    Неоднократно он в одиночку ходил на медведя, причём с рогатиной (ходили слухи о том, что он однажды убил медведя голыми руками), но любимой его охотой была охота на вальдшнепов.
  • Когда Алексей Толстой узнал о начале Крымской войны, он на свои деньги собрал полк добровольцев, обмундирование и оружие
    Он собирался участвовать в войне, но принять участие в обороне Севастополя не успел — полк был расквартирован в Одессе, началась эпидемия тифа. Сам Толстой заразился этой болезнью и долгое время был на грани жизни и смерти.
  • Последним произведением Алексея Толстого была мистификация, вышедшая в свет уже после его смерти, — поэма «Дракон»
    Её он выдал за перевод с итальянского подлинника XV века. На самом деле никакого подлинника не существовало, но по стилю эта поэма очень напоминает «Божественную комедию» Данте.
  • Роман Толстого «Князь Серебряный» был весьма популярен
    Уже при жизни писателя его переделывали для постановки на сцене, выпускали в изложениях для народного чтения, а к настоящему времени он переиздан уже более сотни раз.
  • Алексей Константинович Толстой состоял в родстве с Львом Толстым
    Он ему приходился троюродным братом.
  • Для современников Толстой был образцом благородства
    Даже императрица Мария Фёдоровна называла литератора самым честным и правдивым человеком из всего своего окружения.
  • Толстой трепетно относился к молитвам
    Ведущей тематикой произведений Алексея Константиновича Толстого была именно религия.
  • На протяжении всей своей жизни Алексей Константинович Толстой пытался найти смысл жизни
    И лишь в зрелом возрасте нашел его – это делать добро.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1.https://www.culture.ru

2.https://ru.wikipedia.org

3.https://www.litres.ru

4.https://godliteratury.ru

5.https://fantlab.ru

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website