НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
10 декабря 1821 — 08 января 1878
Николай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства.
Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем:
его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.
РАННИЕ ГОДЫ И СЕМЬЯ
Родился Николай Некрасов 10 декабря 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии.
Детство провёл в родовом имении Некрасова в Ярославской губернии в деревне Грешнева. Семья была большая – 14 детей, из которых Николай был старшим.
Отец мальчика был выходцем из некогда богатого дворянского рода, но его ничего не интересовало, кроме охоты и игры в карты. Кроме этого, он отличался деспотизмом и суровостью. Он часто наказывал крестьян, доставалось и собственным детям. Маленький Николай боялся отца и ненавидел его. Уезжая по делам, отец часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику доводилось видеть картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горя и нищеты. Все это оказало большое влияние на становление его, как личности.
Особенно близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. Мама была ласковой и всегда заступалась за обиженных. Елена Андреевна была хорошо образованной и утонченной женщиной. В 16 лет, вопреки родительской воле, она вышла замуж за любимого человека. Однако этот брак не принес ей счастья; муж оказался грубым и жестоким. Елена Андреевна прожила очень недолгую жизнь: она умерла в 40 лет.
Именно ей Некрасов посвятил свои произведения
В собственных стихах Некрасов так вспоминал о ранних годах своей жизни:
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..
(Отрывок стихотворения "Родина" )
ОБРАЗОВАНИЕ И НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
В 1832-м мальчика отдали на обучение в Ярославскую гимназию, где он учился всего пять лет. Отец принял решение сделать из сына военного, поэтому в 1838-м отправил 17-летнего Николая в Санкт-Петербург, где он должен был проходить службу в дворянском полку.
По приезде в культурную столицу России Некрасов познакомился с Андреем Глушицким, который предложил юноше поступать в Петербургский университет, описав в ярких тонах все прелести обучения на филологическом факультете. Некрасов решил ослушаться отца и попробовать свои силы в любимом деле. Однако вступительные испытания он завалил, и смог посещать занятия только в качестве вольного слушателя.
Отец лишил его материальной поддержки, по этой причине Николаю приходилось выкручиваться самостоятельно. Он жил в страшной нищете. Жилье он снять не мог, поэтому довольствовался подвалами и подворотнями. Он забыл, что такое полноценное питание, перебивался, чем мог.
Попав в приют для нищих, Некрасов открыл для себя новую возможность заработка — писал за небольшую плату прошения и жалобы.
Со временем дела Некрасова стали налаживаться. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.
ПЕРВЫЙ СБОРНИК И ВСТРЕЧА
С В.Г.БЕЛИНСКИМ
В 1840 году за счет собственных сбережений Некрасов выпустил свой первый поэтический сборник
«Мечты и звуки», состоявший из романтических баллад, в которых прослеживалось влияние поэзии Василия Жуковского и Владимира Бенедиктова. Сам Жуковский, ознакомившись со сборником, назвал неплохими всего два стихотворения, остальные же рекомендовал печатать под псевдонимом и аргументировал это так: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи».
Некрасов внял совету и выпустил сборник под
инициалами Н.Н.
Спросом книга не пользовалась, расстроенный автор скупил часть сборников и уничтожил их.
Встреча с известным критиком В.Г. Белинским
в 1842 году принесла большую пользу Некрасову. С этого знакомства и началась его творческая деятельность.
Белинский, видя талант молодого поэта, старается всячески помочь и поддержать юношу и представляет его литературной элите.
Вскоре выходят два альманаха Некрасова –
«Физиология Петербурга» (1845г) и
«Петербургский сборник» (1846г).
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: "СОВРЕМЕННИК " И "СВИСТОК"
В конце 1846 года Некрасов переключается на издательскую деятельность. Вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым арендовал у издателя Петра Плетнёва детище Пушкина — журнал «Современник» и приложил титанические усилия, чтобы сделать его успешным. Журнал переживает второй расцвет: на его страницах появляются произведения Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева, Огарева, Герцена, Белинского, Толстого. Некрасову удалось защитить журнал от натиска цензуры, пережить драматический раскол в середине авторского коллектива. В период перед реформой в государстве максимально обострилось социальное противостояние. Крестьянские бунты, растущее среди масс недовольство подтолкнули Некрасова к написанию «Железной дороги»,
поэмы «Поэт и гражданин». Так он выразил свою приверженность грядущим социальным переменам. Это стало причиной репрессивных мер, принятых в адрес его журнала и его самого: за Некрасовым устанавливают жандармский надзор, а издание закрывают.
Поэт не сдается: в его руках оказывается журнал «Отечественные записки». В 1870-х гг. происходит поворот Некрасова к сатире. Он пишет памфлеты, острые сатирические статьи. Чтобы не навлечь беды на действующее издание, по инициативе поэта учреждается дополнение к журналу. «Свисток» стал платформой для сатирических выступлений прогрессивных писателей. В разное время на страницах «Свистка» печатали свои произведения Иван Панаев, Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В 1842 году, на одном из поэтических вечеров Некрасов встретил Авдотью Панаеву, жену своего будущего компаньона Ивана Панаева. Она была очень красивой, к тому же отличалась незаурядным складом ума и непревзойденными ораторскими способностями.
Некрасов прилагал немало усилий, чтобы обратить на себя внимание этой своенравной женщины, но все его попытки пресекались на корню: Авдотья была верна мужу. Поэт впал в депрессию и чуть не наложил на себя руки. Но тут случилась совместная поездка в Казань, которая и расставила все по местам. Авдотья призналась Николаю, что тоже питает к нему нежные чувства. После возвращения влюбленные начали жить в гражданском браке. Так они и жили втроем на протяжении 16-ти лет. Общественность порицала такое поведение Некрасова, о нем ходило много разговоров и пересудов.
Николай и Авдотья никак не реагировали на общественность, продолжали наслаждаться семейным счастьем.
В 1849-м у супругов родился сын, который умер спустя несколько часов после рождения. В 1855 году Авдотья снова родила мальчика, очень слабого и болезненного. Ребенок прожил всего четыре месяца и умер.
В 1862 году умер законный супруг Авдотьи Иван Панаев. Вскоре после его смерти закончились и отношения Николая Некрасова и Авдотьи.
"КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО": ПОСЛЕДНЕЕ КРУПНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
После закрытия "Современника" Некрасов работал над одним из самых масштабных своих произведений — крестьянской поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы появился у Некрасова еще в конце 1850-х годов, однако первую часть он написал уже после отмены крепостного права — примерно в 1863 году.
Основой произведения стали его собственные впечатления и воспоминания. По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.
Работа над поэмой заняла у Некрасова почти 14 лет.
Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, которая приковала писателя к постели.
Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Маршрут путешествия героев, ищущих, «кому живется весело, вольготно на Руси», лежал через всю страну, до самого Петербурга, где им предстояла встреча с чиновником, купцом, министром и царем. Однако Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования — «Пир на весь мир» — к открытому финалу.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Два года перед кончиной были для Николая Алексеевича мучительными. Онкологическое заболевание приковало его к постели. Однако поэт не прекращал писать: он создает социально острые стихотворения, пишет фольклорные стилизации.
Вскоре страна узнала, что любимый поэт Николай Некрасов смертельно болен. Его начали заваливать письмами и телеграммами, в которых выражалась надежда на выздоровление и пожелания здоровья и долголетия. Их слали со всех концов необъятной России. Некрасов старался ответить на каждое письмо, он вел переписку до тех пор, пока мог шевелить пальцами.
В то время он заканчивал работу над книгой
«Последние песни», ставшей своеобразным подведением итогов, чертой, отделяющей жизнь и смерть. Произведения этого сборника стали исповедью смертельно больного человека.
Умер Некрасов 8 января 1878 года.
Уход поэта из жизни стал тяжелой утратой для революционно настроенной интеллигенции. Однако он оставил произведения, которые вдохновляли на борьбу.
Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга.
Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.
Памятник в г. Ярославль
"Н.А. Некрасов с собакой"
г.Чудов, Новгородская область
Памятник в селе Вятском Ярославской области был создан к юбилею поэта по частной инициативе
Музей-заповедник
Н.А. Некрасова «КАРАБИХА»
Некрасовскую усадьбу часто называют «единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII – начала XX вв., сохранившим свой первоначальный архитектурный облик».
Изначально на этой территории располагалось село Богородское, принадлежавшее известному роду князей Голицыных. По заказу владельцев в 40-е года XVIII в. начинается строительство усадьбы. Проходит время, сменяются поколения, в итоге родовое имение Голицыных остается практически без хозяев, потихоньку ветшает. Такой ее и покупает Николай Алексеевич Некрасов. Все хозяйственные заботы об усадьбе взял на себя брат классика – Федор, поселившийся в Большом доме. Сам Некрасов скромно занял Восточный флигель, используя его в качестве летней дачи.
В 1861 – 1875 годах поэт проводит здесь несколько летних сезонов, пишет свои знаменитые поэмы
«Русские женщины», «Мороз, Красный нос», стихотворение «Орина, мать солдатская» и ряд других, начинает работу над произведением «Кому на Руси жить хорошо». В свое последнее посещение Карабихи Некрасов побывал во всех памятных и дорогих ему местах: в Ярославле, в созданной им школе и на могиле матери в Абакумцеве, на пепелище старого родительского дома в Грешневе.
Поэма
«Кому на Руси жить хорошо»
Сборник стихотворений Н.А.Некрасова
Сборник стихотворений Н.А. Некрасова из знаменитого Панаевского цикла
Сборник стихотворений Н.А. Некрасова